...Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне... (Мф. 19, 14)
В наше время, когда идёт повсеместное вымывание из сознания народа, особенно молодёжи, самих основ патриотизма и нравственности, мы приходим к парадоксальной необходимости учиться любви к Родине у тех, кто был вынужден её покинуть в страшные годы Революции и Гражданской войны, террора и гонений на Церковь. И странно, и печально, но зачастую духовная чужбина, непонимание и даже враждебность окружают нас, живущих на территории современной России. Дух чуждый, тёмный и гордый витает над нами. А потому так свежи и актуальны положения, выработанные когда-то нашими соотечественниками, оторванными от Родины. Пять лет подряд на Красной речке в Ардатовском районе Нижегородской области звучит горн, созывающий детей к мачте, на которой развеваются два флага: российский и витязский. Прошедшим летом на зелёном полуострове ребята разбили шесть больших армейских палаток и несколько маленьких, поставили самодельную часовенку, где по воскресным и праздничным дням совершалась Божественная литургия. В прошлом году по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия были созданы дружины Витязей в Нижнем Новгороде при храме святого благоверного князя Александра Невского и в городе Дзержинске - при Желнинской Благовещенской церкви. Родители начинают понимать, что только под покровом Церкви и веры Христовой можно не бояться за своих детей. Обычные лагеря отдыха, к сожалению, часто становятся рассадниками порока. Наш лагерь - не лагерь отдыха. Это вершина, венчающая круглогодовую работу с витязями. Это школа дисциплины, молитвы, труда, ответственности и христианской морали. Это школа, в которой дети учатся любить Бога, любить Родину и помогать людям. Мы надеемся, что рано или поздно у таких лагерей, как наш, будет государственная поддержка, мы верим, что подобных дружин будет всё больше в России - как раз по числу церквей, которые растут и множатся, собирая вокруг себя всё лучшее и светлое.
Чудовищная катастрофа начала XX века, разразившаяся в России - есть прямое следствие потери памяти. Мы забыли главное: мы - Христовы. Христианство, Православие не есть партия, объединяющая своих членов по партийному признаку. Это семья, живущая в Отчем доме, питающаяся за Отчим столом. И вот мы (наши предки, наши деды, отцы) стали иванами, не помнящими родства. На сей раз библейским яблоком стали слова о свободе, равенстве, братстве, вброшенные в наше сознание искусителем. Но и после всего, что произошло, Россия обладала такой притягательной силой, такой сверхчеловеческой надмирной красотой и величием, что даже в относительно спокойной и благополучной эмиграции русский человек, как о великом благе, мечтал умереть в России. Мы, погружённые в суету и суесловие, в борьбу за кусок хлеба и место под холодным солнцем, разуверившиеся и теряющие надежду, не видим такой России. Такую Россию надо видеть сердцем. Ведь и Бога узрят лишь чистые сердцем.
Старец Амвросий из Оптиной пустыни в самом конце XIX века, когда гибельный вектор человеческой увлечённости наукой и социальными учениями стал вполне ясен, писал: Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни. В нравственном же совершенствовании каждый человек должен сам, самостоятельно пройти свой путь, сверяя его с заповедями Христа. Из многих молодёжных объединений, союзов и братств Национальная организация Витязей (Н.О.В.) выделяется глубоко выстраданной любовью к Родине. Эта организация была создана теми, кто не мыслил своей жизни без России, но кто в силу трагических обстоятельств оказался вдалеке от неё. На страданиях и боли десятков и сотен тысяч отверженных, на многие годы забытых и по всему миру рассеянных православных россиян замешан по-военному сдержанный и до мельчайших деталей продуманный Устав Витязей.
Всепоглощающей мечтой первых Витязей и их организатора Николая Фёдоровича Фёдорова - было вернуться в Россию и служить ей верой и правдой, самой жизнью. Не их вина, что мечте этой не суждено было сбыться и что Россия, которую они знали, навсегда ушла в прошлое. В наши дни трудного и многосложного строительства духовной России нам жизненно важны опыт, вера, любовь к Родине первых Витязей. Национальная организация Витязей не отделяет себя от других детских и молодёжных объединений, основой которых является Православие и любовь к Отчизне, а ищет любых путей к сотрудничеству. Однажды пришлось услышать: нет ли какого подвоха в том, что корни организации Витязей находятся за границей, а штаб их продолжает располагаться в Париже? Может быть, это замаскированная форма разложения нашей молодёжи, наших устоев, наших ценностей? Может быть, здесь не обошлось без ЦРУ? Знаковый вопрос, обнажающий древнюю болезнь человека, оцеживающего комара и проглатывающего верблюда. Нам ли подозревать братьев наших по вере, оказавшихся против воли за границей и с любовью хранивших Православие, память о России непоруганной и неосквернённой? Удивительные вещи происходят в нашем Отечестве, в нашем Отчем доме, в нашем сознании! В начале прошлого века выкинули иконы, выгнали братьев в стамбулы, берлины, парижы, решили жить своим умом. Дом разорили, всё, что было накоплено, проели и пропили, за гроши отдали пройдохам, ещё раз предали братьев и сестёр. Теперь внесли иконы, затеплили лампаду и, уткнувшись в молитвенник, не замечаем, что за спиной бесчинствуют чужаки, говорящие на русском. И мы не торопимся обнять наших братьев, оставшихся на чужбине, и позвать домой. Потому что и дом-то вроде уже не наш. Лишь оставили до времени угол с иконами. Пока молитесь! Сколько бы вы ни блуждали глазами по Священной книге, слепое сердце ваше никогда не увидит слов: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Достоевский пророчески писал: Быть русским - это перестать ненавидеть свой народ. Добавим: где бы народ этот ни жил: в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Литве, Эстонии, Латвии, Чечне, Франции, Бельгии... Достаточно день побыть в лагере Витязей, увидеть их построение, услышать их молитвы и гимн, что бы ощутить эту детскую любовь к Отечеству, горячую веру в Господа.
протоиерей Михаил Резин