Из каких-то неведомых глубин и далей эти образы. Что-то сказочное и небывалое. Средневековая Грузия. Святая Иверия. Удел Пресвятой Богородицы. Маленькую страну терзают захватчики всех мастей. Благоверные воины и мученики за Христа – самый многочисленный лик грузинских святых. Верность Христу буквально оплачивается кровью.
Очередной враг – царевич Джелаль-ад-Дин – захватывает Тбилиси. По его приказу сносят купол кафедрального собора. Он поднимается и с высоты разрушенного купола взирает на то, что происходит внизу. У моста через Куру поставлены иконы – те самые, перед которыми молились многие поколения горожан. Царевич повелевает жителям города подходить по одному и, плюнув на образ, перейти на другой берег. Это непременное условие сохранения жизни. Возле икон стоят воины с обнаженными мечами, и не согласных ждет неминуемая смерть. Подходит первый человек. Крестится, склоняет голову и в последний раз целует знакомый образ. Острый меч мгновенно отсекает голову, и тело первого мученика бросают в реку. Подходит второй. Происходит то же самое. Третий, четвёртый… Люди стоят в длинной очереди за смертью, трепещут, молятся, однако, крестясь, целуют иконы и, обезглавленные, падают в реку. До позднего вечера шли ко Христу православные тбилисцы, омывались кровью и уходили в Небо. На иконы не плюнул никто.
С удивлением смотрел Джелаль-ад-Дин на мучеников, которых он захватил, но не поработил. В средневековой Японии во время гонения на христиан прибегают к простому и верному способу. Сегунам-правителям ясно, что есть вещи, которые христианин не сделает ни при каких условиях. Например – не наступит на икону Христа. И вот вооруженные отряды объезжают страну и в каждой деревне предлагают людям одно и то же – попрать ногами образ Спасителя. Расчет оказался верным. Верующие сразу обнаруживают себя категорическим отказом. Их всех ждала мучительная смерть.
Эти примеры можно множить. Почему вспомнил об этом? В конце января был в Москве на Рождественских чтениях как Руководитель епархиального отдела по работе с тюрьмами. И вот вечером звонят мне и говорят, что в Ардатове активно собирают подписи против передачи территории и помещений женской колонии (бывший Покровский женский монастырь) в лоно православной церкви. Кто-то пустил слух, что в ближайшие месяцы это событие должно произойти на беду всех работающих в колонии (а их почти половина всех осужденных, т.е. около 200 человек).
У всех семьи, у всех дети, старики на иждивении. Стоят в людных местах, у рынка, у магазинов - и убеждаю, что с нас довольно и Знаменского собора, и той церкви, которая на территории колонии. «Оставьте колонию нам навсегда и не трогайте ее!» И подписей собрали около 2 тысяч.
Что ж, - подумал я, - Гадаринские жители тоже вышли навстречу Христу. Но не с тем чтобы Его торжественно и радостно ввести в свой город, а с тем, чтобы уговорить не входить к ним. Им жаль было свиней, которые утонули в море, увлекаемые бесами. Им было страшно, что они могут лишиться еще чего-нибудь. Их не поразил пример исцелённого бесноватого, им не нужно было исцеление для блаженной вечности, им не нужен был Спаситель, потому что своего бога они уже выбрали.
Но там были реальные материальные потери, а тут лишь воображаемые. И если Гадаринских жителей можно как-то извинить, ведь кто был для них Христос? Ну да, необыкновенный человек, чудотворец, маг или колдун, как они, должно быть, думали. То мы же знаем, Кто такой Спаситель, Кто есть Его Царственная Мать. И тем не менее, отказываемся от Благодати, от Покрова Божией Матери. И это свидетельствуем своей собственной подписью. Ведь это не просто подписать открытку тете Маше или бабе Даше. Это своей собственной рукой подтвердить отказ от благодати, от жизни в Духе, от монашеской молитвы за весь мир и, в частности, за тех, кто живет в Ардатове и округе. Своей подписью они подтвердили свое единство и согласие с теми, кто разрушал и осквернял в свое время храмы, монастыри, кто убивал и ссылал священников, монахов. Господь говорит: «Дополняйте же меру отцов ваших… Се, оставляется вам дом ваш пуст» Мф. 23, 32, 38. И страшно, и горько! И нет прозрения.
Ни меч, ни ссылка, ни каторга не грозят, а только перемена привычного бетонного забора и вышек с колючей проволокой, которые кормят и одевают тех, кто их обслуживает. Перемена этого позорища на по справедливости вернувшиеся купола и кресты захваченного безбожной властью в начале прошлого века монастыря. Есть ли это отход от веры? Да. Отход не громкий, не демонстративный, без лозунгов «воинствующих безбожников», а тихий, бытовой. Нет, они от Бога прилюдно не отрекаются, они просто о Боге не задумываются, их интересуют другие вещи: работа, жалование, еда, одежда, отдых, развлечения, посильный современный комфорт. Человек, вспоминающий о Боге на всякий случай, скажем, во время Великого поста или при каком-либо несчастье, оказывается совершенно беззащитен перед грехом и перед соблазнителем. Господь для него не «альфа» и «омега», а некий оберег на случай.
По существу, история со сбором подписей есть бунт современного теплохладного человека против высшего смысла жизни, против души и вечности, против Бога… Средневековая Грузия. Святая Иверия. Удел Пресвятой Богородицы. Маленькую страну терзают захватчики всех мастей. Благоверные воины и мученики за Христа – самый многочисленный лик грузинских святых. Верность Христу буквально оплачивается кровью… Было ли это? Или только придуманный кем-то образ небывалой святости? Сердце говорит: и было, и есть, и будет!
На дворе неделя «мытаря и фарисея», и следующая - «о блудном сыне». Снова история о свиньях, корытах со свинской едой, от которой никак не можем оторваться. Многие, очень многие так и не оторвутся никогда. И не вспомнят об Отчем доме! Как летит время, Господи! Как жалко людей! Как жалко любимое Твое создание, Господи! Боже, милости буди нам, грешным!
Протоиерей Михаил Резин
30.01.18